?
Кроме основной информации об игровых объектах есть куча хитростей, тонкостей геймплея, багов и скрытых механик, которые заслуживают отдельного раздела на сайте. Информация, которая представлена на этой странице местами может быть неточной, так как в основном построена на наблюдениях игроков, однако не теряет своей полезности для людей, которые хотят знать каждую мелочь в игре.

Все статьи в этом разделе распложены блоками один под другим. Чтобы не заблудиться в них, на странице предусмотрена навигация. Чтобы открыть список статей, нажмите на кнопку со свитком в левой части экрана.

Изначально в оглавлении отображаются только названия глав, но можно включить и подзаголовки, чтобы точнее переходить в интересующий раздел. Также здесь указана страница, на которой находится та или иная статья.

При желании можно изменить размер текста статей или цветовую схему на темную, используя переключатели в панели оглавления.

В тексте статей содержатся таблицы, которые изначально скрыты для экономии места, чтобы их развернуть, нажмите на них с зажатой клавишей Ctrl.

МЕХАНИКИ ИГРЫ

Heroes of Might and Magic III
Иконка
Иконка Иконка

Источник

Большая часть информации для данного раздела взята из справочника FizMiG.

Опыт и уровень героя

ОпытКаждый герой имеет такие показатели как Уровень и Опыт. Изначально, при найме, герои имеют 1 уровень и случайное количество опыта в пределах от 40 до 90 единиц. Максимальный уровень героя ограничен 74 (при создании своей карты можно ограничить макисмальный уровень еще более низким значением), что соответствует 1,508,362,195 единицам опыта. В случае настройки героя в редакторе, ему можно установить количество опыта в пределах от 0 до 99999999 (в старых версиях игры сложными манипуляциями можно было выставить гораздо более высокий показатель).

Уровень героя напрямую зависит от количества опыта. Для каждого следующего уровня необходимо все большее количество опыта (ниже приведена таблица соответствия уровня героя и количества опыта, необходимого для его достижения).

Сам по себе показатель уровня героя ничего не дает (кроме уникальных заданий, требующих определенного уровня у героя), однако при получении каждого нового уровня герой получает ряд усилений:

• Получение нового или улучшение уже имеющегося Вторичного навыка (подробнее см. статью Вторичные навыки)
• Увеличение одной из Первичных характеристик в зависимости от Класса героя (подробнее см. статью Классы героев)
• Усиление эффективности специализации героя (если у конкретного героя она зависит от уровня)
• Получение возможности посещения Библиотеки просвещения (по достижении 10 уровня или 8 / 6 / 4 при наличии соответствующего уровня Дипломатии)

Существует множество способов получить опыт, но в целом можно выделить две группы:

1. Посещение объектов на карте приключений, дающих герою опыт (Список всех объектов можно посмотреть на этой Странице)

2. Проведение боев: В случае победы ваш герой получает количество опыта, численно равное суммарной величине здоровья всех убитых существ плюс 500 опыта за поверженного героя, а также 500 опыта за взятие вражеского города (важно, что если нейтральное существо испугалось и герой позволяет ему убежать или присоединяет его в свою армию с помощью Дипломатии, герой не получает опыт). Если противник сбежал с поля боя или сдался, то суммарная величина здоровья оставшихся у него существ не учитывается и 500 ед. опыта за победу над героем также не начисляется. Сбежавший с поля боя герой вообще не получает опыт. Воскрешенные существа, призванные Элементали, Боевые машины и Клоны при подсчете опыта не учитываются. Дополнительное здоровье существ от артефактов также не учитывается

На весь получаемый героем опыт влияет Вторичный навык Обучаемость, добавляющий 5 / 10 / 15% к величине получаемого опыта (исключением является Древо знаний - на него бонус не распространяется из-за специфики его действия).

В целом, получение опыта является одним из способов усиления героя и особенно он эффективен на начальных этапах игры. Связано это с тем, что даже при полном отсутствии у героя Вторичных навыков, к 24 уровню он гарантированно заполнит все слоты и продвинет их до Экспертного уровня. После у героя будут продолжать расти Первичные характеристики и усиливаться специализация, однако каждый уровень, начиная с 13, будет требовать на 20% больше опыта, чем предыдущий.

По этой причине в начале игры очень полезно искать бои против медленных нестрелковых противников, с которыми бой можно провести без потерь и получить внушительное для старта количество опыта.

Вне зависимости от стадии игры, не стоит отпускать убегающих в страхе существ (если их можно победить без потерь) - это бесплатный опыт, который никогда не будет лишним.

При всем вышесказанном может показаться, что навык Обучаемость - незаменимый навык в начале игры, однако, ввиду прогрессии количества опыта, необходимого для следующих уровней, при прочих равных, отрыв от героев без этого навыка будет очень невелик. Исключением может быть герой Кинкерия с врожденной удвоенной эффективностью Обучаемости, но даже она едва ли сможет впечатлить сильным отрывом в количестве опыта.

УровеньОчки опытаУровеньОчки опытаУровеньОчки опыта
1-262407145122770702
21000272884515227324424
32000283457355332788890
43200294144755439346249
54600304969635547215079
66200315959485656657657
78000327147305767988790
810000338572685881586128
9122003410283135997902933
101470035123356760117483099
111750036147987161140979298
122060037177543562169174736
13*2432038213911163203009261
142878439255572264243610691
153414040306645565292332407
164056741367933466350798466
174827942441478867420957736
185753343528733268505148860
196863744635638469606178208
208196145762724670727413425
219794946915228071872895685
221171344710982320721047474397
231401564813178368731256968851
241677824915813625741508362195
252009335018975933

Первичные навыки и Мана

На старте игры любой герой имеет четыре первичных навыка: Атака, Защита, Сила магии и Знание. Эти показатели могут быть увеличены несколькими путями:

• Посещение Объектов, увеличивающих характеристики героя, на карте приключений, в том числе те, что можно построить в городах (подробнее о них можно прочитать на страницах Объектов и Городов);
• Повышение Уровня: при повышении уровня герой увеличивает одну из первичных характеристик с разной вероятностью в зависимости от Класса героя (об этом далее);
• Использование Артефактов: артефакты имеют свой эффект только пока надеты на героя (подробнее о них на странице Артефактов)

Сила магииАтака и Защита влияют на урон, который существа наносят и получают в бою. Оба показателя относительны: важен не их показатель а то, насколько значение характеристики превышает противоположный показатель существа противника: если Атака нападающего существа выше Защиты противника, по которому наносится урон, то урон увеличивается, если же Защита обороняющегося существа выше показателя Атаки нападающего, то входящий урон снижается.

В бою значения первичных навыков героя прибавляются к значениям каждого из его существ; итоговый показатель характеристик указывается в карточке существ (при клике на нем ПКМ) в скобках. Кроме первичных показателей героя на итоговые характеристики существа влияет множество других факторов, например бонус Родной земли, Заклинания и др.

Максимальное преимущество, которое можно получить при превышении Атакой Защиты достигается при разнице в 60 пунктов. При превышении Защитой Атаки максимальное преимущество достигается при разнице в 28 пунктов. Подробнее о влиянии этих показателей на финальный урон можно прочитать в статье Атака, Защита и Урон

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Защита гораздо эффективнее Атаки, но не стоит забывать, что в битвах против нейтральных существ гораздо чаще приходиться атаковать, а не держать удар.

Важно, что параметры Атаки и Защиты влияют как на стрелковые атаки, так и атаки ближнего боя, однако никак не влияют на урон от заклинаний.

Сила магииСила магии героя влияет на эффективность применяемых им заклинаний (не влияет на заклинания, которые используют существа). Ряд заклинаний напрямую увеличивает свою эффективность, другие начинают действовать дольше. Все походные заклинания кроме Видений не зависят от Силы магии и меняют свое действия только от уровня навыка Магии стихии (подробнее см. страницу Заклинания).

Минимальное значение Силы магии не может быть ниже 1. Если в Редакторе карт задать этот параметр равным 0, то в игре все равно будет отображаться 1, однако при получении +1 к Силе магии в процессе игры, значение останется равным 1 и только потом станет расти.

Показатель Силы магии противника может быть снижен вторичным навыком Помехи (включая специальность героя Жизель) и артефактами, но не ниже 1.

ЗнанияЗнания героя влияет только на показатель запаса Маны героя. Каждый балл Знаний героя увеличивает его максимальный запас Маны на 10 единиц. Мана в свою очередь тратится на использование Заклинаний.

Минимальное значение Знаний также не может быть ниже 1. Аналогично с параметром Силы магии, если в редакторе задать значение равное 0, то в игре отобразится 1, однако при получении +1 к Знаниям в процессе игры, значение останется равным 1 и только потом начнет расти.

Некоторые объекты на карте приключений предлагают на выбор увеличение Атаки / Защиты или Силы магии / Знания и перед игроком встает выбор. Каждая характеристика крайне важна и решение нужно принимать в соответствии со множеством факторов.

Стоит оценивать ближайшие приоритеты героя: будет ли он сражаться с нейтральными существами на карте приключений, или его ждет захват объектов, в которых он неизбежно получит большое количество урона от быстрых существ, обладают ли существа героя высокой Скоростью и могут ли они нейтрализовать противника до того как он нанесет урон, и другие немаловажные факторы. Иногда стоит принимать решение от обратного: если основной герой имеет низкий показатель Защиты, а альтернативный герой - напротив, то возможно именно альтернативным героем стоит зайти в Улей ядовитых змиев. В финальном бою против вражеского героя, особенно в случае слабо развитой магии с обеих сторон, большее преимущество дает Защита.

С Силой магии и Знанием выбор также зависит от ситуации, однако в общих чертах стоит оценивать сколько Маны вам потребуется на имеющиеся у вас заклинания, чтобы посреди боя не лишиться возможности колдовать. Если ваш герой не имеет мана затратных заклинаний и не собирается делать упор на магию, вряд ли ему понадобится большое количество Маны. В случае длительной игры и использования мана затратных заклинаний стоит позаботиться о высоком запасе Маны. Важно помнить и об Артефактах, увеличивающих показатель Знания. Так при пополнении Маны можно надеть предмет на параметр Знаний, после чего сменить его на артефакт, дающий Силу магии, если такой имеется. В бою герой не получает никакого преимущества от высокого показателя Знаний, а лишь становится выносливее в плане использования заклинаний (подробнее о Мане далее).

Каждый герой на старте игры имеет 1 ед. Знаний и 10 ед. Маны соответственно. При увеличении показателя Знания увеличивается и максимальный запас Маны. Вторичный навык Интеллект (и специализация, связанная с Интеллектом) также увеличивает максимальный запас Маны (это условный показатель, указанный в описании Маны героя). Минимальный показатель маны равен 0, максимальный может достигать 32767 единиц (превышение этого показателя в 4 раза приводит к обнулению Маны и другим ошибкам). Превышение максимального значения Маны может происходить при использовании способности Чертей, при сборе Склянок маны, при посещении Магического ручья или Водоворота маны, а также при получении Маны на Алтаре маны.

Перед началом каждого нового дня герои восстанавливают 1 единицу Маны. На восстановление Маны влияет вторичный навык Мистицизм (включая эффект от специализации), а также наличие на герое перед началом нового дня артефактов, дающих Ману. Герои в Таверне с неполным запасом Маны (откупившиеся, сбежавшие, уволенные, проигравшие бой) также восстанавливают по 1 ед. Маны в день. Но с началом новой недели, герои в Таверне автоматически восполняют свой запас Маны до максимума. Также ее пополнение до максимального значения происходит при 'ночевке' в городе (вне зависимости от того находится ли герой в гарнизоне или является гостем), где отстроена Гильдия магов 1 уровня или выше.

При игре с другими игроками важно учитывать, что Мана будет восстановлена именно перед началом нового дня - таким образом, если Красный игрок закончит ход с 0 Маны в городе, а на него в свою очередь нападет Синий игрок, Красный игрок не успеет пополнить Ману. И наоборот, Красный игрок, нападая на Синего игрока, находящегося в замке с отстроенной Гильдией магов, должен понимать, что герой имеет полный запас Маны.

Для приблизительного отслеживания оставшегося запаса Маны у героя, в интерфейсе игры встроен специальный индикатор – синий столбик справа от портрета каждого героя, имеющий свою условную индикацию:

Индикаторы маны170 Маны и более - рис. 1
169-145 Маны - рис. 2
144-111 Маны - рис. 3
110-106 Маны - рис. 4

Далее по возрастанию +1 пиксель за каждые 5 ед. Маны (половина столбика = 50 Маны)

Стартовые параметры для каждого героя можно посмотреть на этой Странице, а ниже указана вероятность увеличения каждого из Первичных навыков при получении уровня:

При получении уровней до 10:

Класс герояАтакаЗащитаСила магииЗнание
Рыцарь35%45%10%10%
Священник20%15%30%35%
Рэйнджер35%45%10%10%
Друид10%20%35%35%
Алхимик30%30%20%20%
Маг10%10%40%40%
Демон35%35%15%15%
Еретик15%15%35%35%
Рыцарь смерти30%25%20%25%
Некромант15%15%35%35%
Лорд35%35%15%15%
Чернокнижник10%10%50%30%
Варвар55%35%5%5%
Боевой маг30%20%25%25%
Хозяин зверей30%50%10%10%
Ведьма5%15%40%40%
Путешественник45%25%15%15%
Элементалист15%15%35%35%
Капитан45%25%20%10%
Навигатор15%10%40%35%

При получении 10 уровня и выше:

Класс герояАтакаЗащитаСила магииЗнание
Рыцарь30%30%20%20%
Священник20%20%30%30%
Рэйнджер30%30%20%20%
Друид20%20%30%30%
Алхимик30%30%20%20%
Маг30%20%20%30%
Демон30%30%20%20%
Еретик20%20%30%30%
Рыцарь смерти25%25%25%25%
Некромант25%25%25%25%
Лорд30%30%20%20%
Чернокнижник20%20%30%30%
Варвар30%30%20%20%
Боевой маг25%25%25%25%
Хозяин зверей30%30%20%20%
Ведьма20%20%30%30%
Путешественник30%30%20%20%
Элементалист25%25%25%25%
Капитан30%30%20%20%
Навигатор30%20%20%30%

Из таблиц видно, что более жесткую привязку Класса к Первичным характеристикам герои имеют на начальных уровнях; начиная с 10 уровня герои начинают получать навыки относительно равномерно. Иногда это важно при подборе героев в начале игры.

Вторичные навыки

Вторичные навыки представляют собой изучаемые и улучшаемые способности героя, которые так или иначе влияют на игровой процесс и на возможности персонажа, как на поле боя, так и на карте приключений. Всего в игре существует 29 Вторичных навыков (внизу приведена таблица с полным описанием каждого из них).

Каждый герой (не считая случаев, если он был настроен специальным образом автором карты) изначально владеет двумя Вторичными навыками Базового уровня, либо одним, но Продвинутого (для не настроенных заранее персонажей стартовый набор Вторичных навыков фиксирован; его можно посмотреть на странице Героев для каждого в отдельности).

Максимально герой может владеть восемью навыками, исключение составляет тот случай, когда на карте доступно менее 8 Вторичных навыков (минимальное количество Вторичных навыков, которое можно установить в настройках карты - четыре), и каждый навык имеет три ступени: Базовая, Продвинутая и Экспертная. Ступени навыка влияют на его эффективность и функционал, и с изменением уровня навыка меняется его иконка.

Кроме навыков, имеющихся на старте игры, герой может обучиться им, получая Опыт и уровни соответственно, либо из объектов, содержащих Вторичные навыки. К таким объектам относятся: События, Ящики пандоры, Ученые, задания в Хижинах провидца, Хижины ведьмы и Университеты (Университет также может быть построен в Сопряжении). Здесь же стоит упомянуть Лачугу отшельника, которая позволяет улучшать случайный из изученных Вторичных навыков с Базового уровня до Продвинутого.

При генерации случайной карты автоматически заблокирован навык Сопротивление и, в случае отсутствия на карте воды, Навигация.

Получение навыка в объектах происходит по строгим принципам работы самих объектов (подробнее на странице Игровых объектов), в случае же получения Вторичного навыка с повышением уровня персонажа все сложнее:

При получении каждого нового уровня герою предлагается выбор: улучшение имеющегося Вторичного навыка на одну ступень или новый Вторичный навык Базового уровня. Если не Экспертных навыков у героя нет, то предлагается выбор из двух новых навыков. Когда у героя не осталось свободных слотов под Вторичные навыки, то предлагается выбор из двух улучшений уже имеющихся. Если же у героя не осталось свободных слотов и все его навыки Экспертного уровня, то на этом прокачка Вторичных навыков героя прекращается.

Сложность состоит в том, что вероятность получения нового навыка не случайна и напрямую зависит от класса героя. Вероятность улучшения имеющегося навыка такая же, как и вероятность его получения как если бы он выбирался из ряда неизученных.

Ниже приведена таблица вероятности получения Вторичных навыков для героя каждого класса (фактически в таблице указаны не совсем проценты, т.к. их сумма не равна 100. Приведенные числа следует интерпретировать, как доли от суммы процентов. Например Волшебство для Священников - 5% - это 5 / 112, по факту 4,462%). Если в поле стоит прочерк, значит класс не может выучить данный Вторичный навык путем повышения уровня:

Вторичный навык / Класс героя Рыцарь Священник Рэйнджер Друид Алхимик Маг Демон Еретик Рыцарь смерти Некромант Лорд Чернокнижник Варвар Боевой маг Хозяин зверей Ведьма Путешественник Элементалист Капитан Навигатор
Артиллерия 5% 2% 6% 1% 4% 1% 5% 4% 5% 3% 8% 1% 8% 4% 8% 1% 8% 1% 5% 1%
Баллистика 8% 4% 4% 4% 6% 4% 7% 6% 7% 5% 7% 6% 8% 6% 7% 8% 8% 4% 5% 2%
Волшебство 1% 5% 2% 6% 3% 8% 3% 6% 4% 6% 2% 10% 1% 6% 1% 8% 1% 8% 2% 6%
Грамотность 1% 6% 1% 8% 3% 9% 2% 5% 2% 6% 1% 8% 1% 4% 1% 7% 1% 8% 1% 5%
Дипломатия 4% 7% 4% 4% 3% 4% 4% 3% 2% 4% 3% 4% 1% 3% 1% 2% 2% 4% 5% 2%
Доспехи 5% 3% 8% 3% 8% 1% 7% 4% 5% 2% 6% 1% 6% 4% 10% 4% 5% 1% 2% 1%
Орлиный глаз 2% 6% 2% 7% 3% 8% 3% 4% 4% 7% 2% 8% 2% 5% 1% 10% 2% 8% 4% 2%
Поместья 6% 3% 2% 3% 4% 5% 3% 2% - 3% 4% 5% 2% 1% 1% 1% 3% 3% 4% 2%
Интеллект 1% 6% 2% 7% 4% 10% 2% 6% 5% 6% 1% 8% 1% 5% 1% 7% 1% 8% 3% 8%
Лидерство 10% 2% 6% 2% 3% 4% 3% 2% - - 8% 3% 5% 4% 5% 1% 3% 3% 6% 2%
Логистика 5% 4% 5% 5% 6% 2% 10% 3% 5% 4% 8% 2% 7% 9% 8% 3% 8% 2% 6% 3%
Магия воды 4% 4% 3% 4% 2% 3% 1% 2% 3% 3% - 2% - 3% 2% 3% 2% 6% 2% 9%
Магия воздуха 3% 4% 1% 2% 4% 6% 2% 3% 2% 3% 1% 2% 3% 3% 1% 3% 2% 6% 3% 6%
Магия земли 2% 3% 3% 4% 3% 3% 3% 4% 4% 8% 3% 5% 3% 3% 3% 3% 3% 6% 4% 5%
Магия огня 1% 2% - 1% 1% 2% 4% 5% 1% 2% 2% 5% 2% 3% - 3% 3% 6% 2% 2%
Мистицизм 2% 4% 3% 6% 4% 8% 2% 10% 4% 6% 3% 8% 3% 4% 2% 8% 3% 8% 1% 3%
Мудрость 3% 7% 3% 8% 6% 10% 4% 8% 6% 8% 3% 10% 2% 6% 2% 8% 2% 8% 1% 8%
Навигация 8% 5% 3% 2% 3% 1% 4% 2% 8% 5% 4% 4% 2% - 8% 6% 5% 4% 6% 6%
Нападение 7% 4% 5% 1% 6% 1% 8% 4% 7% 3% 8% 1% 10% 8% 5% 2% 9% 1% 9% 4%
Обучаемость 4% 4% 4% 4% 10% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 4% 8% 4% 2% 4%
Первая помощь 2% 10% 3% 7% 2% 7% 2% 5% - - 1% 6% 1% 4% 6% 8% 1% 4% 2% 4%
Поиск пути 4% 2% 7% 5% 4% 2% 4% 4% 4% 6% 5% 2% 8% 4% 8% 2% 6% 2% 8% 6%
Разведка 4% 3% 7% 2% 4% 2% 5% 3% 4% 2% 5% 2% 8% 4% 7% 2% 6% 2% 4% 2%
Сопротивление 5% 2% 9% 1% 5% - 6% 3% 5% 1% 6% - 6% 4% 5% - 2% - 3% 5%
Помехи 5% - 9% - 5% - 6% - 5% - 6% - 6% 1% 5% - 2% - 3% 1%
Стрельба 5% 3% 8% 5% 5% 2% 6% 4% 5% 2% 6% 2% 7% 4% 7% 3% 8% 2% 9% 6%
Тактика 7% 2% 5% 1% 4% 1% 6% 4% 5% 2% 10% 1% 8% 5% 6% 1% 8% 1% 6% 4%
Удача 3% 5% 6% 9% 2% 4% 2% 2% 1% 1% 1% 2% 3% 2% 2% 4% 2% 2% 7% 4%
Некромантия - - - - - - - - 10% 10% - - - - - - - - - -

Кроме того, существуют 'обязательные предложения' навыков:

• Если герою-воину еще не предлагали Магию стихии, то ему предложат одну из них на 4, 8, 12 и т.д. уровнях. Если ему предложили одну из стихий, в соответствии с вероятностью, на другом уровне, то счетчик сбрасывается. Например, если герою предложили Магию огня на 2 уровне, то повторно любую из Магий стихий предложат на 6, 10, 14 и т.д. уровнях, то есть каждые 4 уровня;
• Если герою-воину еще не предлагали Мудрость, то ему предложат ее на 6, 12, 18 и т.д. уровнях. Если предложили на другом уровне, то счетчик сбрасывается, как и в предыдущем случае;
• Если герою-магу еще не предлагали Магию стихии, то ему предложат одну из них на 3, 6, 9 и т.д. уровнях. Если предложили на другом уровне, то счетчик сбрасывается;
• Если герою-магу еще не предлагали Мудрость, то ему предложат ее на 3, 6, 9 и т.д. уровнях. Если предложили на другом уровне, то счетчик сбрасывается;
• Обязательные предложения справедливы и для Продвинутых / Экспертных уровней навыков.

Если совпадает так, что на одном и том же уровне должны появиться обязательные предложения и Магии стихии, и Мудрости, то в первую очередь появится Мудрость, т.е. она имеет более высокий приоритет. Однако это не отменяет вероятности появиться Магии стихии благодаря вероятности из таблицы и не распространяется на случай, когда благодаря вероятности из таблицы одновременно предлагаются и Мудрость, и Магия стихии.

Ниже представлено описание всех Вторичных навыков на каждой ступени их развития:

Вторичный навык Уровень
Без навыка Базовый Продвинутый Экспертный
АртиллерияИконка навыковБаллиста, Пушка и Стрелковые башни стреляют автоматическиКонтроль над Баллистой, Пушкой и Стрелковыми башнями. 50% шанс двойного урона Баллисты. Увеличенный шанс попадания и урон по укреплениям из ПушкиТо же, но 75% шанс двойного урона Баллисты, двойной выстрел Баллисты и двойной урон ПушкиТо же, но двойной урон Баллисты, тройной урон Пушки, максимальный шанс попадания и урон по укреплениям из Пушки
БаллистикаИконка навыковКатапульта стреляет автоматическиКонтроль над Катапультой. Увеличенный шанс попадания и урон по укреплениямТо же и Катапульта делает двойной выстрелТо же, но максимальный шанс попадания и урон по укреплениям
ВолшебствоИконка навыковБазовый урон ударных заклинаний+5% к урону ударных заклинаний, включая Минное поле, Стену огня и урон мин при обороне Башни (Округление вниз)То же, но +10% к урону (Округление вниз)То же, но +15% к урону (Округление вниз)
ГрамотностьИконка навыковГерои не могут обучать друг друга заклинаниям при встречеПри встрече героя, владеющего Грамотностью, с любым другим героем, они изучают заклинания 1-2 уровней друг у друга, которых еще не знаютТо же, но изучаются заклинания 1-3 уровнейТо же, но изучаются заклинания 1-4 уровней
Внимание! Герои не могут обучать друг друга заклинаниям, которые дают им артефакты или Свитки с заклинаниями. Для изучения заклинания от другого героя при помощи Грамотности необходимо иметь соответствующий уровень Мудрости
ДипломатияИконка навыковБазовая цена при откупе с поля боя. Библиотека просвещения требует 10 уровень героя10% шанс присоединения нейтральных существ к герою. -20% цены при откупе с поля боя. Библиотека просвещения требует 8 уровень герояТо же, но 20% шанс присоединения, -40% цены при откупе. Библиотека требует 6 уровеньТо же, но 30% шанс присоединения, -60% цены при откупе. Библиотека требует 4 уровень
ДоспехиИконка навыковСущества получают базовый урон-5% получаемого существами урона от атак-10% получаемого существами урона от атак-15% получаемого существами урона от атак
Орлиный глазИконка навыковГерой не может изучать вражеские заклинания после бояПосле победы 40% шанс изучить заклинание 1-2 уровня, использованное героем противника в бою, при чем не имеет значения, было это заклинание из Свитка или полученное Книгой магииТо же, но 50% шанс изучить заклинание 1-3 уровняТо же, но 60% шанс изучить заклинание 1-4 уровня
Для изучения заклинания от другого героя при помощи Орлиного глаза необходимо иметь соответствующий уровень Мудрости. Битвы между компьютерными героями проходят в режиме Быстрой битвы без магии и навыка Орлиный глаз, поэтому они не изучают заклинания друг друга
ПоместьяИконка навыковГерой не приносит дополнительный доход+250 золота в день к доходу игрока+500 золота в день к доходу игрока+1000 золота в день к доходу игрока
ИнтеллектИконка навыковМаксимальный запас Маны героя зависит только от его Первичного навыка Знания+20% к максимальному запасу Маны героя (Округление вниз)
+35% к максимальному запасу Маны героя (Округление вниз)+50% к максимальному запасу Маны героя
ЛидерствоИконка навыков-+1 к Боевому духу героя+2 к Боевому духу героя+3 к Боевому духу героя
ЛогистикаИконка навыковМаксимальный запас хода героя зависит только от его существ+5% к максимальному запасу хода героя по суше+10% к максимальному запасу хода героя по суше+20% к максимальному запасу хода героя по суше
Магия ВодыИконка навыковБазовая стоимость заклинаний и стандартный эффектСтоимость заклинаний Воды снижается на 1…5 ед., в зависимости от их уровняТо же + продвинутый эффект заклинаний Воды и стоимость Телепорта снижается до 6 ед. маныТо же + экспертный эффект заклинаний Воды и стоимость Телепорта снижается до 3 ед. маны
Магия ВоздухаИконка навыковБазовая стоимость заклинаний и стандартный эффектСтоимость заклинаний Воздуха снижается на 1…5 ед., в зависимости от их уровняТо же + продвинутый эффект заклинаний ВоздухаТо же + экспертный эффект заклинаний Воздуха
Магия ЗемлиИконка навыковБазовая стоимость заклинаний и стандартный эффектСтоимость заклинаний Земли снижается на 1…5 ед., в зависимости от их уровняТо же + продвинутый эффект заклинаний ЗемлиТо же + экспертный эффект заклинаний Земли
Магия ОгняИконка навыковБазовая стоимость заклинаний и стандартный эффектСтоимость заклинаний Огня снижается на 1…5 ед., в зависимости от их уровняТо же + продвинутый эффект заклинаний ОгняТо же + экспертный эффект заклинаний Огня
МистицизмИконка навыковГерой восстанавливает по 1 ед. Маны в деньГерой восстанавливает по 5 ед. Маны в деньГерой восстанавливает по 10 ед. Маны в деньГерой восстанавливает по 15 ед. Маны в день
МудростьИконка навыковГерой может изучать заклинания 1-2 уровнейГерой может изучать заклинания 1-3 уровнейГерой может изучать заклинания 1-4 уровнейГерой может изучать заклинания 1-5 уровней
НавигацияИконка навыковМаксимальный запас хода героя на воде равен 1500 ед.Максимальный запас хода героя на воде равен 2250 ед.Максимальный запас хода героя на воде равен 3000 ед.Максимальный запас хода героя на воде равен 3750 ед.
Навык не может попасться на случайной карте без воды.
НападениеИконка навыковСущества наносят базовый урон в ближнем бою+10% к урону существ героя в ближнем бою+20% к урону существ героя в ближнем бою+30% к урону существ героя в ближнем бою
ОбучаемостьИконка навыковСтандартное количество получаемого героем Опыта+5% к Опыту, получаемому героем (Округление вниз), за исключением Древа знаний+10% к Опыту, получаемому героем (Округление вниз), за исключением Древа знаний+15% к Опыту, получаемому героем (Округление вниз), за исключением Древа знаний
Первая помощьИконка навыковПалаткой первой помощи нельзя управлять и она лечит от 1 до 25 ед. ЗдоровьяКонтроль над Палаткой первой помощи. Сила лечения повышается до 1…50 ед. ЗдоровьяТо же, но сила лечения 1…75 ед. ЗдоровьяТо же, но сила лечения 1…100 ед. Здоровья
Поиск ПутиИконка навыковГерой имеет штрафы при движении по Камням, Песку, Снегу, Болоту и ПустошамГерой не имеет штрафа при движении по Камням и Пустошам. -25% штрафа при движении по Песку, Снегу и БолотуГерой не имеет штрафа при движении по Камням, Пустошам, Песку и Снегу. -50% штрафа при движении по БолотуГерой передвигается по всем типам почвы без штрафов
РазведкаИконка навыковГерой открывает Терру инкогнито вокруг себя в радиусе 5 клеток (диаметр 11 клеток)Герой открывает Терру инкогнито вокруг себя в радиусе 6 клеток (диаметр 13 клеток)То же, но в радиусе 8 клеток (диаметр 17 клеток)То же, но в радиусе 10 клеток (диаметр 21 клеток)
СопротивлениеИконка навыковСущества героя, кроме Гномов, Боевых гномов и Кристальных драконов, не имеют сопротивленийСущества героя получают 5% шанс блокировать магический эффект, являясь его целью. Суммируется с врожденными сопротивлениями существТо же, но шанс блокирования 10%То же, но шанс блокирования 20%
Сопротивление может блокировать любое накладываемое или ударное заклинание героя, кроме Снятия заклинаний, включая заклинания своего героя, действующие по площади и отраженные Волшебным зеркалом. Если существо является не основной целью заклинания, действующего по площади, то Сопротивление может блокировать только его эффект по этому существу (для каждого существа вероятность определяется отдельно). Не блокируется урон от Огненного щита, Минного поля, Стены огня и эффект Зыбучих песков. Сопротивление может блокировать заклинания, колдуемые существами, а также Яд, Болезнь, Окаменение, Паралич и Старость, но оно не блокирует физические способности, например Оплетение, Смертельный удар, Смертельный взгляд, Страх, Кислотное дыхание, Снятие заклинаний от Змиев или Ядовитых змиев
ПомехиИконка навыков-Сила магии вражеского героя в бою снижается на 10%, но не ниже 1Сила магии вражеского героя в бою снижается на 20%, но не ниже 1Сила магии вражеского героя в бою снижается на 30%, но не ниже 1
СтрельбаИконка навыковСущества наносят базовый урон в дальнем бою+10% к урону существ героя при стрельбе. Действует также на Баллисту, Пушку и Стрелковые башниТо же, но +25% к наносимому уронуТо же, но +50% к наносимому урону
ТактикаИконка навыковТактическая фаза отсутствуетПеред началом боя можно расставить существ героя в пределах 3 ближайших рядов гексовТо же, но в области 5 рядовТо же, но в области 7 рядов
Во время тактической расстановки можно Сдаться или Сбежать с поля боя. Герои ИИ этим не пользуются.
Если вторичный навык Тактика имеется как у нападающего, так и у защищающегося героя, то тактические бонусы сокращаются:
Базовая Тактика у вашего героя:
Если противник имеет навык Тактики, то игрок не сможет расставить существ перед боем;
Продвинутая Тактика у вашего героя:
Если противник имеет Базовую Тактику, то игрок сможет расставить существ в области 3 рядов (как при Базовой Тактике);
Если противник имеет Продвинутую или Экспертную Тактику, то игрок не сможет расставить существ перед боем;
Экспертная Тактика у вашего героя:
Если противник имеет Базовую Тактику, то игрок сможет расставить существ в области 5 рядов (как при Продвинутой Тактике).
Если противник имеет Продвинутую Тактику, то игрок сможет расставить существ в области 3 рядов (как при Базовой Тактике).
Если противник имеет Экспертную Тактику, то игрок не сможет расставить существ перед боем.
Это интересно! Если у Вас в армии только 1 стрелковый отряд, то, даже имея Экспертную Тактику, невозможно поставить этот отряд так, чтобы у него не было штрафа за расстояние при стрельбе по любому вражескому отряду в начальной расстановке. Поставив стрелка на самый правый центральный гекс штраф будет по обоим угловым гексам противника (слот 1 и 7 его армии), если те существа не двухгексовые.
УдачаИконка навыков-+1 к Удаче героя+2 к Удаче героя+3 к Удаче героя
НекромантияИконка навыков-После победы в бою герой воскрешает 5% убитых вражеских существ в виде Скелетов, которые присоединяются к его армииТо же, но 10% убитых в виде СкелетовТо же, но 15% убитых в виде Скелетов
Внимание! Если в армии героя нет Скелетов или Скелетов-воинов, а также нет свободного места, то Некромантия не работает. Если в армии героя нет Скелетов, но есть Скелеты-воины и нет свободного места, то герой будет воскрешать 2 / 3 * N% убитых существ в виде Скелетов-воинов, где N - процент воскрешения в зависимости от уровня развития Некромантии. И наконец если в армии есть Скелеты и Скелеты-воины, то добавляться будут только Скелеты.

Как вышеописанная информация может помочь на практике? В отличии от Первичных навыков, имеющих накопительный характер, Вторичные навыки сильнее влияют на игровой процесс и, ввиду ограниченности слотов для них, требуют к себе большего внимания. Изначально выстраивая тактику игры за определенный город или конкретного героя, можно определиться какие навыки Вам нужны в первую очередь, а каких стоит избегать. Вряд ли игроку захочется, чтобы его самый сильный персонаж, которым он проводит сложные бои, владел такими навыками как Поместья. Сам по себе навык является весьма полезным, но на его месте может быть Нападение, дающее большой прирост к урону, или одна из школ Магии.

Несмотря на то, что выпадение того или иного навыка - это лишь вероятность (за исключением 'обязательных предложений'), прокачать героя с идеальным набором возможно. Для этого следует по возможности брать потенциально желаемый навык как только он появляется в предлагаемых при получении нового уровня, и наоборот, улучшать уже имеющийся навык в случае, если новый предлагаемый Вам не нужен. В случае, когда предлагается два новых навыка и оба Вам не по душе, выберите тот, что менее бесполезен. Также не стоит забывать об 'обязательных предложениях'. С ними можно всегда ждать появления одной из школ Магии и Мудрости на определенных уровнях.

Несмотря на все вышесказанное, на некоторых игровых шаблонах игра может быть окончена задолго до того, как герой полностью овладеет всеми навыками и в данном случае нужно учитывать, успеете ли Вы прокачать нужный Вам к конкретному моменту игры навык до определенного уровня. Так, набрав полный набор из восьми 'идеальных' навыков Базового уровня, герой будет одинаково плох во всем. Таким образом, чтобы умело прокачивать персонажа нужно оценивать, какие навыки находятся в приоритете, чем можно пожертвовать и где можно рискнуть получением нежелаемого навыка или пропуском нужного.

Ценность же каждого навыка очень относительна и ситуативна. На эту тему существует множество статей, разборов и видео, но если обобщить, можно прийти к следующему выводу: не столь важно насколько силен навык сам по себе, сколько то, сможете ли Вы его эффективно применить на конкретной карте и конкретном шаблоне. Скажем Навигация может сильно сыграть Вам на руку, если карта по большей части состоит из воды, в то же время этот навык будет абсолютно бесполезен, если на карте одни лужи или вода отсутствует вовсе, и т.д.

Классы героев

Всего в Heroes of Might and Magic III существует 20 Классов героев - по два для каждого города. Грубо классы можно поделить на Магов и Воинов по общей предрасположенности к получению магических характеристик и по наличию на старте Книги заклинаний, однако каждый класс имеет разные шансы на получение тех или иных навыков, а все герои Башни изначально владеют Книгой заклинаний независимо от класса. Кроме общего условного деления на Магов и Воинов существуют и другие особенности, рассмотрим подробнее каждую из них:

• Вероятность получения Вторичных навыков. Каждый класс имеет разный шанс изучить тот или иной вторичный навык при повышении уровня. Некоторые навыки крайне редко появляются у определенных классов, а таким навыком, как Некромантия, могут овладеть только Некроманты и Рыцари смерти (классы Некрополиса). Обойти запрет на изучение навыка можно лишь при помощи навыка, предложенного Ученым, в Хижине ведьмы, в Ящике пандоры и на Событии (подробнее см. страницу Объекты на карте). О вероятности получения навыков для каждого класса можно узнать из статьи Вторичные навыки.

• Вероятность получения Первичных навыков. При повышении уровня герой получает +1 к одной из первичных характеристик. Разница вероятности в получении навыков особенно заметна после 10 уровня. Подробнее об этом можно прочитать в статье Первичные навыки и Мана.

Мировоззрение. Фактически мировоззрение привязано к городу, которому принадлежат герои, и делится на Доброе, Злое и Нейтральное. В игровом процессе это отражается только при пользовании Жертвенным алтарем:

Герои Замка, Оплота и Башни могут обменивать Артефакты на Опыт;
Герои Некрополиса, Инферно и Темницы могут обменивать на алтаре своих Существ на Опыт;
Герои Цитадели, Крепости, Сопряжения и Причала обменивают на Опыт как Существ, так и Артефакты на выбор.

При генерации случайной карты, города Доброго и Нейтрального мировоззрений никогда не генерируются в Подземелье, а города стороны Зла могут появиться как на Поверхности, так и в Подземелье, если подземный мир разрешен в принципе. Это правило не относится к зеркальным шаблонам.

Подробнее о принципе работы Жертвенного алтаря можно прочитать на странице Объекты на карте.

Агрессия. Агрессия каждого класса героя влияет на то, как себя будет вести ИИ, управляя таким героем. Это по сути алгоритм управления компьютера. Чем выше уровень агрессии класса, тем меньшее преимущество по армии нужно будет ИИ, чтобы совершить нападение на игрока. Подробнее см. статью Решение о нападении.

• Внешний вид. Каждый класс имеет уникальную модель героя на карте приключений на суше, и модель корабля на воде. Также класс героя влияет на его отображение в углу экрана во время боя.

Ниже представлена таблица некоторых упомянутых аспектов.

КлассМоделиВоин / МагГородМировоззрение
РыцарьМодель герояМодель корабляВоинЗамокДобро
СвященникМодель герояМаг
РейнджерМодель герояВоинОплот
ДруидМодель герояМаг
АлхимикМодель герояВоинБашня
ВолшебникМодель герояМаг
ОдержимыйМодель герояВоинИнферноЗло
ЕретикМодель герояМаг
Рыцарь смертиМодель герояМодель корабляВоинНекрополис
НекромантМодель герояМаг
ЛордМодель герояМодель корабляВоинТемница
ЧернокнижникМодель герояМаг
ВарварМодель герояВоинЦитадельНейтралитет
Боевой магМодель герояМаг
Повелитель зверейМодель герояМодель корабляВоинКрепость
ВедьмаМодель герояМаг
Воитель стихийМодель герояМодель корабляВоинСопряжение
ЭлементалистМодель герояМаг
КапитанМодель герояМодель корабляВоинПричал
НавигаторМодель герояМаг